Когда были популярны битлз


  • 1 2 Битлология, вып. 12.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 21.
  • 1 2 Бондаровский, 1991, С. 5.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 22.
  • 1 2 Lewisohn, 1992, P. 23.
  • ↑ Дэвис, 1990, Гл. 12.
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 The Beatles Bio.
  • ↑ Битлология, вып. 9.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 25.
  • ↑ Бондаровский, 1991, С. 6.

Когда были популярны битлз

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. ↑ В фильме «Дикарь» (1953), заложившем традицию в своём жанре, упоминается банда байкеров — beetles. (McMillian, 2013, P. 89)
  2. ↑ В 1969 году Джон Леннон вернул свой орден в знак протеста против вмешательства Великобритании в биафро-нигерийскую войну (Ryan, 2013, P. 131).
  3. ↑ История нашла своё отражение также в песне «Sexy Sadie» из «Белого альбома».
  4. ↑ По мнению Севы Новгородцева, финансовые перипетии вокруг Apple и The Beatles нашли отражение во фразе Харрисона, воплотившейся в песне «You Never Give Me Your Money» — Вы нам подсовываете смешные бумажки вместо денег.
  5. ↑ Судебное разбирательство началось уже после распада The Beatles в декабре 1970 года.

Вниманиеattention
Фанаты приняли его прекрасно, однако критики уже не разделяли восторга.

Эта пластинка ознаменовала начало распада группы. Ринго Старр покинул коллектив на некоторое время, несколько песен были записаны без него.


Партию барабанов исполнил Маккартни. Харрисон был занят сольной работой. Обстановка накалялась и из-за жены Джона Леннона, Йоко Оно, которая присутствовала в студии постоянно и порядком раздражала участников группы.

Распад (1969-1970)

В начале 1969 года у музыкантов было много планов.
Они собирались выпустить альбом, фильм, рассказывающий об их студийной работе, и книгу. Пол Маккартни сочинил песню Get Back («Вернись»), которая дала название всему проекту.

По мнению исследователя Джона Прадоса, The Beatles оказали своим творчеством влияние на распад Советского Союза и всего восточного блока[221]. Американский режиссёр Лесли Вудхед[en] в своей книге «Как „Битлз“ потрясли Кремль» написал о том, что битломания подмыла устои коммунистического общества и помогла вырасти новому свободному поколению[222].

Джордж Мартин[править | править код]

Роль, которую сыграл Джордж Мартин в истории коллектива, позволила исследователям называть его, как и Эпстайна — «пятым битлом».
Влияние Мартина распространялось за рамки формальных обязанностей продюсера звукозаписи (англ. record producer) — он был также аранжировщиком, музыкантом и композитором. Интеллект и разностороннее образование во многих направлениях, от модерна до оперетты, дали ему возможность отшлифовывать сырые идеи, с которыми к нему приходили члены коллектива.

Композиции группы доминировали в чартах многих стран мира. Так в апреле 1964 года их песни занимали первые шесть мест в соревновании лучших синглов в Австралии[78].

В этом же месяце начались съёмки первого игрового фильма с участием The Beatles.

Важноimportant
Договорённость об этом была достигнута с компанией United Artists. Конкурент EMI пытался получить хоть какую-то выгоду от всемирной популярности ансамбля и предложил им контракт в кинематографе[77].

Фильм A Hard Day’s Night, снятый за 8 недель на бюджет в ₤180 тыс., повествовал почти документальную историю ливерпульской четвёрки[69]. Сюжет был о дедушке Пола и поездке группы на поезде из Ливерпуля в Лондон.
Основные комические коллизии касались битломании и попыток скрыться от вездесущих фанатов. Дебютный показ состоялся 2 июля и 10 июля вышел одноимённый альбом с саундтреком к картине.

Возмущенные этим фактом филиппинцы едва не разорвали музыкантов, им пришлось в буквальном смысле уносить ноги. Гастрольного администратора сильно избили, квартет толкали и чуть ли не выпихнули к самолету.

Второй большой скандал разразился, когда Джон Леннон в одном из интервью сказал, что христианство умирает, и битлы сегодня популярнее Иисуса.

По США прокатились акции протеста, пластинки группы сжигались. Лидер коллектива под давлением принес извинения за свои слова.

Несмотря на неприятности, в 1966 году вышел альбом Revolver, один из лучших альбомов группы.

Его отличительная особенность в том, что музыкальные композиции были сложны и не предполагали исполнения вживую. Теперь «Битлз» стали студийной группой. Измученные гастролями, музыканты отказались от концертной деятельности. В этом же году прошли последние концерты.

Let It Be, но на его премьере ни один из битлов не присутствовал, потому что ансамбля, как такового, уже не существовало[139].

После распада[править | править код]

Попытки воссоединения[править | править код]

Участники группы начали заниматься сольными проектами ещё с 1967 года. К моменту официального распада группы у всех были на счету собственные альбомы. Несмотря на то, что разрыв сопровождался непростыми, в том числе и судебными, разбирательствами, члены группы поддерживали личные отношения, встречались, вместе записывали музыку и играли на концертах.

В 1970-е годы популярной темой в СМИ стала информация о возможном воссоединении The Beatles. Достоверно известно о щедрых предложениях, но «воссоединение» ограничивалось только до определённой степени, совместной работой над отдельными композициями[140].

Он уже успешно пытался играть в нескольких группах, но Джорджу было только 15 лет, и поэтому Джон поначалу с сомнением отнёсся к его появлению в составе. Несмотря на возраст, парень подошёл всем по характеру и показал приличный класс игры на инструменте.

Кроме этого, родители Джорджа терпимо относились к громкой музыке, и ребята могли репетировать дома у Харрисонов[12]. Джордж первым и принёс моду на длинные волосы (в его большой семье даже постричься вовремя было проблемой).

Именно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Quarrymen рок-н-ролл был временным увлечением, и вскоре они отпали от коллектива[17].

Появление The Beatles[править | править код]

К 1959 году название The Quarrymen уже не имело никакого отношения к членам группы. Пол и Джордж учились в школе, а Джон поступил в художественный колледж.

Был подписан первый контракт.

Однако и продюсер, и менеджер группы были недовольны Питом Бестом. Они считали, что тот не дотягивает до общего уровня, кроме того, музыкант отказывался делать фирменную прическу, поддерживать общий стиль коллектива и часто конфликтовал с другими участниками.

Несмотря на то что Бест пользовался популярностью у фанатов, было решено заменить его. Место барабанщика занял Ринго Старр.

По иронии судьбы именно с этим барабанщиком группа записала за собственные средства любительскую пластинку в Гамбурге.

Гуляя по городу, ребята встретили Ринго (Пита Беста с ними не было) и зашли в одну из уличных студий, чтобы записать несколько песен просто ради удовольствия.

В сентябре 1962 группа записала первый сингл — Love Me Do, который стал очень популярен.

Инфоinfo
The Beatles по-прежнему оставались популярными только в двух городах: Ливерпуле и Гамбурге, где на тот момент достигли предела своего развития[26][12][28].

Брайан Эпстайн[править | править код]

28 октября 1961 года в 15:00, в музыкальный магазин «NEMS» на Уайтчепел, где за прилавком стоял хозяин заведения Брайан Эпстайн, зашёл молодой человек по имени Курт Раймонд Джонс (история сохранила имя первого битломана) и попросил пластинку «My Bonnie» в исполнении группы The Beatles. Брайан принёс свои извинения покупателю — он никогда не слышал о такой группе, хотя сам считал, что неплохо разбирается в музыке Мерсисайда.


На следующий день пластинку спросили ещё раз, и Эпстайн попытался справиться о группе в альманахе Record Retailer, но и там её не обнаружил. Брайан обзвонил знакомых, и редактор газеты Mersey Beat[en] Билл Харри указал Эпстайну на пробелы в его «образовании».

Нормальные взаимоотношения осложнялась трениями внутри коллектива и отсутствием современного оборудования в новой студии[132]. Закончилось всё 30 января импровизированным 40-минутным концертом, который группа дала на крыше[en] здания студии. «Благодарю вас от имени группы и каждого из нас. Надеюсь, мы прошли прослушивание.» — эти слова Леннона, обращённые к жителям близлежащих домов, стали последними словами на последней композиции диска Let it Be, вышедшего только через 15 месяцев. Подготовленные в ходе работы видео и звуковые материалы остались в полном беспорядке[12].

В июле-августе 1969 года был записан альбом Abbey Road — последнее творение группы, последняя продюсерская работа Джорджа Мартина и первый альбом, полностью записанный в стерео[124][133]. Произошло то, что биограф группы Льюисон назвал счастливым стечением обстоятельств.

Был момент, когда группа даже была близка к распаду — Харрисон на несколько месяцев покинул коллектив и присоединился к команде The Les Stewart Quartet, но 29 августа они снова объединились. Некоторое время The Quarrymen репетировали и играли в клубе Jacaranda, тогда же они, наконец, обзавелись первыми электрогитарами и 10-ваттным усилителем. Хозяин клуба Аллан Уильямс начал частично исполнять обязанности менеджера группы. Полноценным менеджером или промоутером его было назвать сложно — в клубе играло много групп, и The Quarrymen были лишь одной из них[20].

К тому времени группа активно пыталась участвовать в клубной и концертной жизни Ливерпуля и окраин. Музыканты часто меняли название. В октябре 1959 года ребята выступили под названием Johnny and the Moondogs в ливерпульском конкурсе молодых талантов, который проводил Кэрролл Льюис.

Начиная с 1964 года, когда группа стала проводить больше времени в студии, Пол стал всё чаще использовать другие инструменты. Он приобрёл электрогитару Epiphone Casino (впервые она использовалась для записи «Help!») и акустическую Epiphone Texan.

В отдельных случаях Пол использовал гитару Rickenbacker[230]. В ранние годы The Beatles Леннон в основном вёл партию ритм гитары на Rickenbacker Capri (была приобретена в 1960) и акустической Gibson Jimbo.

В поздние годы он также играл на Epiphone Casino[231].

Джордж как соло-гитарист группы использовал широкую гамму инструментов. Он начинал играть на Gretsch Country Gentleman. В 1964 году он перешёл на 12-струнную гитару Rickenbacker.

C 1965 года он использовал Fender Stratocaster (соло на ней можно, например, услышать в «Nowhere Man») и акустическую Ramírez[en], с нейлоновыми струнами.

Биография коллектива переживала свой рассвет.

Всего за два года битлы дали в Гамбурге около 800 концертов и подняли свое мастерство с уровня любителей до профессионалов. «Битлз» не исполняли собственные песни, сконцентрировавшись на композициях известных исполнителей.

В Гамбурге музыканты познакомились со студентами местного арт-колледжа. Одна из студенток, Астрид Кирхер, начала встречаться с Сатклиффом и активно участвовать в жизни группы. Эта девушка предложила парням новые прически – зачесанные на лоб и уши волосы, а позже и характерные пиджаки без лацканов и воротников.

Вернувшиеся в Ливерпуль битлы были уже не любителями, они стали в один ряд с самыми популярными группами. Именно тогда они познакомились с Ринго Старром, барабанщиком конкурирующей команды.

После возвращения в Гамбург состоялась первая профессиональная запись группы.

В отдельных произведениях партии лидирующей гитары исполняли Эрик Клэптон, клавишных — Билли Престон[171][69].

Начиная с 1965 года в композициях стали появляться нешаблонные построения, сложные переходы от одной части к другой, исполняемые в разных стилях и размерах. Стали отчётливо оформляться вступление и кода в песне. Наметилось тяготение к блюзовым мотивам[172]. Обычный для популярной музыки возврат в конце куплета в тонику через доминанту становится необязательным[173]. Стал отчётливо заметен переход к пентатонике, который музыканты почерпнули из ориентальных мотивов[174]. Появлялись даже элементы атональной музыки[175]. Карлхайнц Штокхаузен отмечал, что до The Beatles характерным было писать шлягеры в одной тональности. Леннон одним из первых в популярной музыке стал свободно использовать приём модуляции[176].

Все грани их мастерства находились в гармонии друг с другом и передавали именно то, что они хотели сказать, во всей глубине ожидаемого; утонченно, но без претензии. Это и делает их музыку вневременной, как Бах или Брамс.

Что бы мы слушали, если бы Пол Маккартни не встретил Джона Леннона в июле 1957-го? К счастью, мы никогда не узнаем.What they did for melodic phrasing, structural counterpoint, harmonic coloring, rhythmic variety, formal experimentation, timbral characterization, textural and registral expression, articulative and dynamic range, word play, and electronic manipulation was not only novel and influential; it was usually just plain right. Every aspect of their craft seemed to work in harmony with the others to bring out exactly what they wished to communicate, at a depth that repays contemplation, at once rarefied and without pretension.

  • ↑ Битлология, вып. 1.
  • ↑ 20 Iconic Guitars.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 29.
  • ↑ Beatles Bible. Live: Cavern Club, Liverpool.
  • 1 2 Lewisohn, 1992, P. 31.
  • 1 2 3 4 Битлология, вып. 2.
  • ↑ Бондаровский, 1991, С. 16.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 35.
  • ↑ Lewisohn, 1992, P. 51.
  • ↑ Дэвис, 1990, Гл. 16.
  • ↑ Womack, 2006, P. 58.

C 1968 года стала доступной техника, записывающая на 8 дорожках, и The Beatles стали одними из первых, кто стал это использовать[234]. С альбома «Help!» голос и инструменты стали записывать раздельно и музыканты сразу ощутили богатство и свободу возможностей того, что называется overdubbing (раздельная запись и наложение треков).

The Beatles полностью отошли от условного стандарта «гитарной группы» (бас-, лидер-, ритм-гитара + ударные)[230]. Теперь не обязательно было собираться всем вместе для записи, и музыканты могли отдельно отшлифовывать каждый свою партию[234].

Расширились возможности по записи необычных в практике рок-музыкантов инструментов: ситара, свармандала, меллотрона и даже стеклянной бутылки[235].

С 1965 года EMI отдала студию на Эбби Роуд в неограниченный доступ группе, и они могли работать там столько, сколько считали нужным[236].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *